«Staunton» — удивительная система!

Сегодня мы побеседуем с руководителем шахматной студии «Staunton» — Ковалёвым  Вячеславом Фёдоровичем. В интервью он расскажет нам о жизни своей студии, о стиле преподавания и о том что важно для детей!

Ответы на вопросы Вячеслав Фёдорович давал прямо во время шахматной партии. Потому интервью прошло под атмосферное щёлканье шахматных часов.

— Сколько лет вы занимаетесь шахматами?

— С семи лет.

— Как давно вы работаете с детьми?

— С 2005-ого года.

— А как всё началось?

— Я люблю маленьких детей, собственно это и было причиной начать с ними работу.

— Какая возрастная категория в вашей студии?

С четырёх до восемнадцати лет.

— Что должен знать родитель, отправляя ребёнка в вашу студию?

— Наверное, азы шахмат. Хотя бы начальные знания. Знать, что можно развивать интеллектуальные способности у детей с раннего возраста и есть много примеров, когда международные чемпионы и гроссмейстеры начинали заниматься с трёх, с пяти лет. И достаточно перспективно пошли дальше, в гору.

— Опишите ваш стиль преподавания, одним словом.

Игра!

— Какие цели ставит перед собой студия «Staunton»?

— Интеллектуальное развитие. То есть, нам нужно научиться правильно, мыслить в жизни. А чтобы нам правильно мыслить в жизни, мы работаем с интеллектуальными играми. Это не только шахматы, это и шашки, и логическое домино. И здесь, конечно, многовариативность. То есть, в жизни мы каждый день делаем выбор, но зачастую у обычного человека на ситуацию одно – два решения, а шахматы нам дают возможности видеть десятки решений и заходить с разных сторон. Посмотреть на ситуации с разных углов.

— Сколько детей занимается у вас в студии, и какие отношения строятся в коллективе?

— Около сорока человек занимаются. Отношения очень дружеские. То есть, нет такого, что я учитель и всё знаю и просто даю это детям. А я такой же ученик и меня многому учат дети. В частности, например, они быстро забывают обиды, что для взрослых очень полезно – не держать обиду.

— Какие качества вы цените в учениках?

— Ну, наверное, нестандартность мышления и свой стиль. Когда у ребёнка в раннем возрасте проявляется свой стиль, мышление и поведение — это очень ценно,  и я хватаюсь за это и начинаю развивать.

Модель такая: не построить всех по струнке и давить авторитарным стилем, а именно найти в ребёнке то, что у него есть самое ценное, самое нужное и то, что ему в жизни может пригодиться и это развивать.  Именно найти в ребёнке вот такое зерно и дать ему прорасти. То есть: один шьёт, другой вяжет, третий очень хорошо решает математические задачи, четвёртый стремится к спортивным играм.

Мы все разные и дети тоже разные. И мы, учителя порой не замечаем такие вещи и мы укутываемся планами, нам нужно дать тему урока, но мы забываем, что каждый ребёнок индивидуален и он развивается свободно и никому ничего не должен.

— У вас в студии есть традиции?

— У нас есть традиции. Мы отмечаем дни рождения. Не всегда конечно это происходит, но те родители и дети, которые это знают, это делают.  На новый год тоже встречаемся и отмечаем такие праздники. И в том году мы ходили в походы. В походах занимались, бегали, прыгали, лазил по горам. То есть, походы мы совмещаем с игрой в шахматы.

— Что самое сложное в вашей профессии?

— Самое сложное – это быть терпеливым. Потому что учителю не хватает знаний, чтобы передать их каждому ребёнку, а вот по части терпеливости это всё сказывается, когда кричишь на детей, одёргиваешь их, стараешься под себя что-то подстроить. Но, на самом деле, не хватает ещё наблюдательности. Всё воспринимать со стороны не так близко к сердцу – это качество тоже нужно развивать, я считаю.

— Как проходят ваши занятия? Может быть, есть какие-нибудь определённые блоки или упражнения, без которых не проходит ни одно занятие?

— У меня, дети, которые постарше и уже всё понимают, они учат младших детей. Такая система была у Макаренко.  Потому что охватить всех и каждому дать внимание не всегда бывает, возможно. То есть, если я не успеваю, то я сажу детей постарше с младшими детьми, и они их обучают. Это очень хороший метод. Всё происходит в игровой форме и дети очень быстро схватывают потому, что ребёнок играет с ребёнком. Вот такая система удивительная.

Ксения КОЛКУТИНА,

студия журналистики пресс-центра

«Дворца творчества школьников акимата г. Усть-Каменогорска»