ПРОЕКТ
этнопедагогического направления
«Асыл қазына»
для учреждений дополнительного образования
Автор:
Зайнолда Инкар Жайлаубекқызы, педагог – организатор и руководитель театрального коллектива «Жiгер»
Организаторы проекта:
Зайнолда Инкар Жайлаубекқызы, педагог – организатор и руководитель театрального коллектива «Жiгер»
Кабимолдин Мирболат Кадырбекович, педагог-организатор
Проект, предназначен для реализации в учреждениях дополнительного образования по работе с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Сроки реализации проекта:
В течении учебного года, одно мероприятие в месяц.
Проект направлен на понимание национальных особенностей представителей, различных этносов, фактов, поведения представителей той или иной этнической общности, воспитание и образование молодого поколения, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, народности, нации, контроля и коррекции межэтнических оценок и поведения, традиций и обрядов этноса.
Основные формы работы:
— тренинговые занятия,
— игра-путешествие,
— игровые театрализованные программы,
— конкурсы,
— викторины, а также игры разных народов (детские, подростковые, свадебные, обрядовые и т.д.), погружение в национальный быт через наглядные пособия, предметы домашнего обихода, традиционные обрядовые и ритуальные формы общения, театрализованные представления праздничных обрядов, творческая работа (песни, танцы, пословицы, художественная литература и т.д.), работа с наглядностями (роспись утвари, вышивка одежды и т.д ), разбор ситуаций (проведение параллели между современными традициями и старинными, проникновение и смешение культур), анализ работы (что запомнилось, понравилось, что существует в наши дни), обсуждение (пожелания, замечания и т.д.).
Данный проект рассчитан на изучение, сохранение, приобщение детей школьного возраста к основам культуры разных народов и содержит информацию о традициях, культурном наследии, духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, через игры, развивающие координацию, логику, образное мышление, уважение к культуре разных народов, воспитание толерантности.
Обоснование:
Одной из важнейших задач Дворца творчества школьников является создание условий для формирования интереса к изучению истории своего народа, ненавязчивого вовлечения детей и подростков в процессы изучения духовных ценностей. И, вне всякого сомнения, именно этнопедагогика выступает основным направлением трансляции толерантности, культуры, нравственности воспитания.
Условия:
1.Трансляция национальных культур коренных народов
— показ видеороликов
— оформление выставки
— костюмированные представления
— мастер-классы по национальной кухне и т.д.
-конкурсные программы и викторины
3.Так как, ДТШ является учреждением дополнительного образования, на его базе возможно централизованно привлекать школы города для приобщения к регионально-этнической культуре в рамках воспитания и развития личности в современных условиях
Цель проекта:
Создание при ДТШ центра направления этнокультуры, вооружение школьников знаниями о сущности и специфике этнопедагогики. внедрение традиций и обычаев народов в воспитание подрастающего поколения, с учетом национальных особенностей и специфики национального сознания, ознакомление с основными идеями концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан, с учетом его многонациональности, суверенитета.
Основные задачи:
1.Воспитание всесторонне развитой личности, уважающей историю и культуру народов проживающих в Казахстане;
2.Формирование чувства патриотизма через воспитательные возможности посредством этнопедагогики.
Актуальность и новизна:
Проблема формирования высококультурной и нравственной личности, уважающей не только себя, но, и в первую очередь то общество, в котором она воспитывается – вот одна из самых важнейших и значимых проблем. Анализируя поведение молодого поколения, их стиль отношений и общения, можно сделать вывод — особенности нравственного и культурного сознания личности во многом зависят от тех личностных и ценностных ориентиров, к которым стремится общество на определенном историческом этапе своего развития. Не смотря на то, что в городе функционирует Дом Дружбы Народов, его деятельность направлена на объединение людей по этносам, сохранение культурного наследия внутри этих объединений. В то время, как задача данного проекта – привлечение детей к изучению основных актуальных этнокультур, влияющих на современное общество. Именно от преподавателей и учителей зависит то, какое общество мы получим завтра. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения факт, что основополагающим элементом межнациональных различий психики является менталитет. Поэтому важно создание условий для изучения этнических культур с самого раннего возраста. Актуально возрождение национального самосознания, народных традиций и обычаев в единстве с нравственным опытом поведения и духовность. Оно определяется возрастающей ролью человека в создании материальных и духовных ценностей и способствует формированию и развитию гармоничной личности.
Гипотеза:
Так как, этнопедагогика эффективно влияет на формирование у школьников чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, в том случае, когда она используется целенаправленно, системно, в общем комплексе воспитательной работы, в постоянной совместной работе школы и учреждений дополнительного образования, при продуманном накоплении положительного опыта и его распространении, это поможет сформировать у молодого поколения должную веротерпимость, межнациональную толерантность, культуру общения, повысить уровень духовной культуры в современном обществе.
Предполагаемые результаты:
Поскольку проект носит, образовательный характер и участниками проекта являются в первую очередь обучающиеся, будет вполне уместно оценить, что же получают дети в процессе реализации проекта: знания, умения, навыки.
Критерии оценки реализации проекта — обучающиеся имеют представление:
на уровне знаний:
— знание истоков обрядов, традиций, праздников;
— значение обрядов, традиций, праздников;
— роли детей в народном празднике;
— символику и значение праздничной атрибутики.
на уровне умений:
— работать в коллективе;
— создавать художественный образ (праздничного персонажа);
— работать с литературой и информацией;
— классифицировать и анализировать информацию.
на уровне навыков:
— работы с эскизами;
— изготовления деталей костюмов и атрибутов праздника;
— навыки театрализации;
— навыки монологической и диалогической речи.
Обучающиеся знакомятся с особенностями национальной культуры, духовно-нравственными основами жизни человека. В процессе изучения истоков праздника, а также особенностей ритуально – обрядовой стороны праздничной культуры, обучающиеся будут постигать культурологические основы традиций. Таким образом, ученики получают возможность развивать в себе общекультурные компетенции.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
2016-2017 учебный год
Мероприятие | Участники | Место проведения | Сроки | Ответственный | |
сентябрь | |||||
Проект центра «Этнопедагогика».
Интеллектуальная игра «Аталар сөзі – тәрбие көзі» в рамках празднования 25-летия независимости РК (по договору со школами) |
Уч-ся 6 — 8 кл.
2 школы по 10 человек от школы |
ДТШ
|
4.10.16(1)
7.10.16(2) 11.10.16(3) 12.00 или 16.00 |
Зайнолда И.Ж. | |
Уч-ся 3 — 4 кл.
2 школы по 10 человек от школы |
14.10.16(1)
18.10.16(2) 25.10.16(3) 12.00 или 16.00 |
||||
ноябрь | |||||
Проект центра «Этнопедагогика».
Интеллектуальная программа «Аталар сөзі – тәрбие көзі» в рамках празднования 25-летия независимости РК (по договору со школами) |
Уч-ся 6 — 8 кл.
|
ДТШ | 08.11.16 — финал 14.00
|
Зайнолда И.Ж. | |
Уч-ся 3 — 4 кл.
|
15.11.16 — финал
14.00 |
||||
Проект центра «Этнопедагогика».
Этнографический марафон «Феерия творчества» |
3 — 8 кл.
по 10 человек от школы |
ДТШ | 22.11.16 15.00
1 поток: СШ 1,3,16, 20,33,35,43, 44,45,46 |
Зайнолда И.Ж. | |
Проект центра «Этнопедагогика».
Интерактивная экскурсия «Асыл мұра» в рамках празднования 25-летия независимости РК (по договору со школами) |
6 — 8 кл.
2 школы по 10-15 человек от школы |
ДТШ | 29.11.16(1)
12.00 или 16.00 |
Зайнолда И.Ж. | |
декабрь | |||||
Проект центра «Этнопедагогика».
Интерактивная экскурсия «Асыл мұра» в рамках празднования 25-летия независимости РК (по договору со школами) |
6 — 8 кл.
2 школы по 10 человек от школы |
ДТШ | 6.12.16(2)
9.12.16(3) 12.00 или 16.00 |
Зайнолда И.Ж. | |
3 — 4 кл.
2 школы по 10 человек от школы |
13.12.16(1)
20.12.16(2) 23.12.16(3) 12.00 или 16.00 |
||||
Проект центра «Этнопедагогика».
Творческая мастерская «Қолөнер әлемі» — ювелирное искусство — ою-өрнек – этноузоры — мир этнорисунков (по договору со школами) |
6 — 8 кл.
2 школы по 10-15 человек от школы |
ДТШ | 12.01.17(1)
19.01.17(2) 26.01.17(3) 12.00 или 16.00 |
Зайнолда И.Ж. | |
Проект центра «Этнопедагогика».
Этнографический марафон «Феерия творчества» |
3 — 8 кл.
по 10 человек от школы |
ДТШ | 24.01.17 15.00
2 поток: СШ № 2,4, 5,6,7,8,9, 10,11,12, 13,14,15, 17,МСШ, НТСШ |
Зайнолда И.Ж. | |
февраль | |||||
Проект центра «Этнопедагогика».
Творческая мастерская «Қолөнер әлемі» — ювелирное искусство — ою-өрнек – этноузоры — мир этнорисунков (по договору со школами) |
3 — 4 кл.
2 школы по 10-15 человек от школы |
ДТШ | 7.02.17(1)
14.02.17(2) 21.02.17(3) 12.00 или 16.00 |
Зайнолда И.Ж. | |
Проект центра «Этнопедагогика».
Блиц-турнир с элементами театрализации «Ата салтым» (по договору со школами) |
6 — 8 кл.
2 школы по 10-15 человек от школы |
ДТШ | 28.02.17(1)
12.00 или 16.00
|
Зайнолда И.Ж. | |
апрель | |||||
Проект центра «Этнопедагогика».
Блиц-турнир с элементами театрализации «Ата салтым» (по договору со школами) |
3 — 4 кл.
2 школы по 10-15 человек от школы |
ДТШ | 04.04.17(1)
11.04.17(2) 18.04.17(3) 12.00 или 16.00 25.04.17 финал 14.00 |
Зайнолда И.Ж. | |
Проект центра «Этнопедагогика».
Итоговый фестиваль «Феерия творчества» |
Победители этнографического марафона «Феерия творчества» | ДТШ | 26-30.04.17 | Зайнолда И.Ж. |