«Асыл қазына»

ПРОЕКТ этнопедагогического направления «Асыл қазына» для учреждений дополнительного образования

 Автор: Зайнолда Инкар Жайлаубекқызы, педагог – организатор и руководитель театрального коллектива «Жiгер»

Проект, предназначен для реализации в учреждениях дополнительного образования по работе с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста.


Сроки реализации проекта:

В течении учебного года, одно мероприятие в месяц.

Проект направлен на понимание  национальных особенностей представителей,  различных этносов, фактов, поведения представителей той или иной этнической общности, воспитание и образование молодого поколения, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, народности, нации, контроля и коррекции межэтнических оценок и поведения, традиций и обрядов этноса.


Основные  формы работы:

 — тренинговые занятия,

— игра-путешествие,

— игровые театрализованные программы,

— конкурсы,

— викторины, а также игры разных народов (детские, подростковые, свадебные, обрядовые и т.д.), погружение в национальный быт через наглядные пособия, предметы домашнего обихода, традиционные обрядовые и ритуальные формы общения, театрализованные  представления праздничных обрядов, творческая работа (песни, танцы, пословицы, художественная литература и т.д.), работа с наглядностями (роспись утвари, вышивка одежды и т.д ), разбор ситуаций (проведение параллели между современными традициями и старинными, проникновение и смешение культур), анализ работы (что запомнилось, понравилось, что существует в наши дни), обсуждение (пожелания, замечания и т.д.).

Данный проект рассчитан  на изучение, сохранение, приобщение детей школьного возраста к основам культуры разных народов и содержит информацию о  традициях, культурном наследии, духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, через  игры, развивающие координацию, логику, образное мышление, уважение к культуре разных народов, воспитание толерантности.

Одной из важнейших задач Дворца творчества школьников является создание условий для формирования интереса к изучению истории своего народа, ненавязчивого вовлечения детей и подростков в процессы изучения духовных ценностей. И, вне всякого сомнения, именно этнопедагогика выступает основным направлением трансляции толерантности, культуры, нравственности воспитания.


Цель проекта:

Создание при ДТШ центра направления этнокультуры, вооружение школьников знаниями о сущности и специфике этнопедагогики. внедрение традиций и обычаев народов в воспитание подрастающего поколения, с учетом национальных особенностей и специфики национального сознания, ознакомление с основными идеями концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан, с учетом его многонациональности, суверенитета.


 Основные задачи:

 1.Воспитание всесторонне развитой личности,  уважающей историю и культуру народов  проживающих в Казахстане;

 

2.Формирование чувства  патриотизма через воспитательные возможности посредством этнопедагогики.

Проблема формирования высококультурной и нравственной личности, уважающей не только себя, но, и в первую очередь то общество, в котором она воспитывается – вот одна из самых важнейших и значимых проблем. Анализируя поведение молодого поколения, их стиль отношений и общения, можно сделать вывод — особенности нравственного и культурного сознания личности во многом зависят от тех личностных и ценностных ориентиров, к которым стремится общество на определенном историческом этапе своего развития.  Не смотря на то, что в городе функционирует Дом Дружбы Народов, его деятельность направлена на объединение людей по этносам, сохранение культурного наследия внутри этих объединений. В то время, как задача данного проекта – привлечение  детей к изучению основных актуальных этнокультур, влияющих на современное общество. Именно от преподавателей и учителей зависит то, какое общество мы получим завтра. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения факт, что основополагающим элементом межнациональных различий психики  является менталитет. Поэтому важно создание условий для изучения этнических культур с самого раннего возраста. Актуально возрождение национального самосознания, народных традиций и обычаев в единстве с нравственным опытом поведения и духовность. Оно определяется возрастающей ролью человека в создании материальных и духовных ценностей и способствует формированию и развитию гармоничной личности.


Предполагаемые результаты:

Поскольку проект носит,  образовательный характер   и   участниками проекта являются в первую очередь обучающиеся, будет вполне уместно  оценить,  что же получают дети в процессе реализации проекта: знания, умения,  навыки.

Обучающиеся знакомятся с особенностями  национальной  культуры, духовно-нравственными  основами  жизни человека.  В процессе изучения истоков  праздника, а также  особенностей ритуально – обрядовой стороны праздничной культуры,  обучающиеся будут постигать культурологические основы традиций. Таким образом, ученики   получают возможность развивать  в себе общекультурные компетенции.