Инклюзивное образование в Казахстане: личный опыт

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

Дэвид Бланкетт — Британский политик, член палаты Лордов Королевства Великобритании

С каждым годом в мире возрастает количество детей с необычными потребностями, нуждающимися в специализированном образовании, такие дети есть и в нашей стране. Поскольку количество детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом неумолимо растёт, на сегодняшний день перед социумом, системой образования страны и родителями детей в независимости от их статуса рационально встал вопрос о получении образования детей с особыми потребностями.

Что такое инклюзивное образование?

13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея ООН принимает Конвенцию «О правах инвалидов», которая сразу после ратификации 3 Мая 2008 года включает в себя 20 стран-участниц, в том числе и Казахстан. Инклюзивное образование является неотъемлемой частью этого документа. Так, тринадцать лет назад наша страна сделал ещё один шаг на встречу к светлому будущему особенных детей в Казахстане.

Инклюзивное образование — это специализированная форма обучения подразумевающая активное включение в процесс обучения детей требующих психофизиологической помощи с детьми которым она не требуется. Если в двух словах, по этой системе дети-инвалиды станут однокашниками для детей у которых не наблюдается каких либо отклонений.

Рождение идеи.

Сама идея инклюзии возникла в рамках глобальных изменений и модернизация понимания прав человека в общественном сознании, его достоинства, уникальности, идентичности, а также комплекса механизмов социальных и культурных процессов которые определяют его статус и влияют на полноценное обеспечение его прав.

Ключевые принципы.

1) Дети посещают местный, наиболее близкий к их местам проживания детский сад или школу.

2) Все дети вне зависимости от их состояния здоровья участвуют в общих школьных мероприятиях (концерты/экскурсии/походы куда-либо и т.д).

3) Индивидуальное образование поддерживается учителями/педагогами и всеми теми, кто может поспособствовать улучшению процесса подобного вида образования для детей.

4) Инклюзивное образование поможет предотвратить дискриминацию в отношении детей, и также поддержит детей с особыми потребностями в их праве быть полноценными членами общества.

Изменение — необходимость!

Ещё совсем недавно, дети, которые имели серьёзные проблемы со здоровьем или другие проблемы попадали в категорию «неполноценных», что в итоге приводило к их десоциализации и как следствие, у некоторых даже могли возникнуть проблемы психологического характера. Но время не стоит на месте, и правительство прогрессивного  Казахстана идя в ногу со временем поставило перед собой чёткую задачу: дать равное и полноценное образование всем детям вне зависимости от их статуса с учётом потребностей каждого ребёнка.

Так встал вопрос о создании учебных заведений такого типа в которых ребята, вне зависимости от их возможностей смогли бы получить:
а) качественное образование
б) достойную социализацию и раскрытие своих потенциальных возможностей

Цели и задачи инклюзива:

1) максимально адаптировать особых детей к стандартной учебной программе с детьми без отклонений, тем самым дав подобным детям все возможности для дальнейшей самореализации как личности.

2)так как школа подготавливает детей к взрослой жизни, данная программа так же подразумевает под собой непосредственную «тренировку» детей перед тем как у них наступит полноценная взрослая жизнь.

3) подобная форма обучения сформирует у детей осознание того что каждый из них по-настоящему необходим, что они имеют значение не только для их родителей, но и для своей страны.  Кроме того, ребёнок поймёт, что он у него есть все возможности для самореализации в обществе!

4) данная программа создаст специальную социальную позицию по отношению к детям с особыми потребностями. Эта позиция будет основана на добре позитиве понимании и милосердии не только к подобным детям, но так же к их родителям, и людям получившим какие-либо травмы и т.д.

Инклюзивное образование: мой опыт

Так уж получилось, что 2 года назад моё здоровье подкосило весьма серьёзное заболевание, и в итоге мне пришлось стать частью инклюзивной системы образования, о чём я бы хотел рассказать вам.

Моё обучение проходило в не совсем инклюзивном формате, я не находился вместе с детьми из специализированных классов, а вместо этого, я приходил в школу с родителями и наедине занимался с учителем, эта форма также является частью инклюзивной системы образования.

Кроме того, в моём инклюзивном образовании огромную роль сыграл Дворец творчества школьников г. Усть-Каменогорска, в котором я посещал занятия детского творческого объединения «Студия журналистики».

Своё обучение в студии я закончил три года назад, и я навсегда запомню это время.

На самом деле совмещать домашнее обучение с посещениями студии — дело нелёгкое, я часто не успевал на уроки в школу и иногда опаздывал на курсы, несколько раз сбивал свой режим дня и в результате не высыпался, словом, преграды явно были, но это того стоило.

Уроки Ирины Михайловны Шведуновой, педагога студии дали мне начальный базис знаний в специальности на которую я поступил. Так, поступив на первый курс я уже знал многое из того что нам преподавали на начальных этапах.

В целом, занятие в студии было для меня полезно тем что:

1) это был мой первый опыт работ в журналистике ведь именно там я написал свои первые работы, где я смог «набить руку», выявить и развить свой стиль.

2) приобрёл навыки социализации с большим количеством людей.

3) пообщался с многими интересными и хорошими людьми.

В итоге я получил необходимое начальное образование и опыт общения с мудрыми и прекрасными людьми!

За весь период обучения я понял, что государство действительно заботится о подрастающем поколении.

К примеру: согласно программе инклюзивного обучения, каждый ученик должен получить качественное образование, и я его получил — учителя объясняли мне темы доходчиво, и даже если я что-то не понимал, мне всё спокойно объясняли заново.

Как я уже говорил, программа инклюзива это прежде всего уважение и понимание по отношению к ученику со стороны учителей, именно подобное отношение ко мне было постоянным.

Если честно, мне было очень приятно что педагоги вошли в моё положение и были готовы в любой момент поддержать меня как психологически, так и морально. Нередко кроме слов поддержки я получал мудрые наставления и советы.

Именно благодаря поддержке моих родителей педагогического состава и возможности обучатся подобным образом я смог окончить школу, и поступить в один из самых лучших институтов в нашей стране без проблем сдав ЕНТ.

Подводя черту

Подытоживая вышесказанное можно смело сказать, что современный Казахстан не стоит на месте, и все люди находящиеся в тяжёлых жизненных обстоятельствах, а тем более дети с особенностями в развитии могут и более того — должны получить полноценное и качественное образования, чтобы в дальнейшем получить возможность осуществить все свои мечты и пожелания.

Не нужно думать что ваши дети как-то отличаются от любых других детей, мы все равны и каждый из нас должен иметь равные права, запомните — ваши дети нужны не только вам или вашим родственникам, но и каждому из нас, ведь все мы — соотечественники, народ одной и страны и наконец просто — люди!

Артём СЕРГЕЕВ