ПРОЕКТ «Асыл қазына»

ПРОЕКТ

этнопедагогического направления

«Асыл қазына»

для учреждений дополнительного образования

 

Автор:

Зайнолда Инкар Жайлаубекқызы, педагог – организатор и руководитель театрального коллектива «Жiгер»

Организаторы проекта:

Зайнолда Инкар Жайлаубекқызы, педагог – организатор и руководитель театрального коллектива «Жiгер»

Кабимолдин Мирболат Кадырбекович, педагог-организатор

 

Проект, предназначен для реализации в учреждениях дополнительного образования по работе с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста.

 

Сроки реализации проекта:

В течении учебного года, одно мероприятие в месяц.

 

Проект направлен на понимание  национальных особенностей представителей,  различных этносов, фактов, поведения представителей той или иной этнической общности, воспитание и образование молодого поколения, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, народности, нации, контроля и коррекции межэтнических оценок и поведения, традиций и обрядов этноса.

 

Основные  формы работы:

 

— тренинговые занятия,

— игра-путешествие,

— игровые театрализованные программы,

— конкурсы,

— викторины, а также игры разных народов (детские, подростковые, свадебные, обрядовые и т.д.), погружение в национальный быт через наглядные пособия, предметы домашнего обихода, традиционные обрядовые и ритуальные формы общения, театрализованные  представления праздничных обрядов, творческая работа (песни, танцы, пословицы, художественная литература и т.д.), работа с наглядностями (роспись утвари, вышивка одежды и т.д ), разбор ситуаций (проведение параллели между современными традициями и старинными, проникновение и смешение культур), анализ работы (что запомнилось, понравилось, что существует в наши дни), обсуждение (пожелания, замечания и т.д.).

 

Данный проект рассчитан  на изучение, сохранение, приобщение детей школьного возраста к основам культуры разных народов и содержит информацию о  традициях, культурном наследии, духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, через  игры, развивающие координацию, логику, образное мышление, уважение к культуре разных народов, воспитание толерантности.

 

Обоснование:

 

Одной из важнейших задач Дворца творчества школьников является создание условий для формирования интереса к изучению истории своего народа, ненавязчивого вовлечения детей и подростков в процессы изучения духовных ценностей. И, вне всякого сомнения, именно этнопедагогика выступает основным направлением трансляции толерантности, культуры, нравственности воспитания.

 

Условия:

 

1.Трансляция национальных культур коренных народов

— показ видеороликов

— оформление выставки

— костюмированные представления

— мастер-классы по национальной кухне и т.д.

-конкурсные программы и викторины

  1. Специализация и повышение квалификации педагогов для достижение современного уровня цивилизованного развития, высокого стандарта образования.

3.Так как, ДТШ является учреждением дополнительного образования, на его базе  возможно централизованно привлекать школы города для приобщения к регионально-этнической культуре в рамках воспитания и развития личности в современных условиях

 

Цель проекта:

 

Создание при ДТШ центра направления этнокультуры, вооружение школьников знаниями о сущности и специфике этнопедагогики. внедрение традиций и обычаев народов в воспитание подрастающего поколения, с учетом национальных особенностей и специфики национального сознания, ознакомление с основными идеями концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан, с учетом его многонациональности, суверенитета.

 

Основные задачи:

 

1.Воспитание всесторонне развитой личности,  уважающей историю и культуру народов  проживающих в Казахстане;

2.Формирование чувства  патриотизма через воспитательные возможности посредством этнопедагогики.

 

Актуальность и новизна:

 

Проблема формирования высококультурной и нравственной личности, уважающей не только себя, но, и в первую очередь то общество, в котором она воспитывается – вот одна из самых важнейших и значимых проблем. Анализируя поведение молодого поколения, их стиль отношений и общения, можно сделать вывод — особенности нравственного и культурного сознания личности во многом зависят от тех личностных и ценностных ориентиров, к которым стремится общество на определенном историческом этапе своего развития.  Не смотря на то, что в городе функционирует Дом Дружбы Народов, его деятельность направлена на объединение людей по этносам, сохранение культурного наследия внутри этих объединений. В то время, как задача данного проекта – привлечение  детей к изучению основных актуальных этнокультур, влияющих на современное общество. Именно от преподавателей и учителей зависит то, какое общество мы получим завтра. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения факт, что основополагающим элементом межнациональных различий психики  является менталитет. Поэтому важно создание условий для изучения этнических культур с самого раннего возраста. Актуально возрождение национального самосознания, народных традиций и обычаев в единстве с нравственным опытом поведения и духовность. Оно определяется возрастающей ролью человека в создании материальных и духовных ценностей и способствует формированию и развитию гармоничной личности.

 

Гипотеза:

 

Так как, этнопедагогика эффективно влияет на формирование у школьников чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, в том случае, когда она используется целенаправленно, системно, в общем комплексе воспитательной работы,  в постоянной совместной работе школы и учреждений дополнительного образования, при продуманном накоплении положительного опыта и его распространении, это поможет сформировать у молодого поколения  должную веротерпимость, межнациональную толерантность, культуру общения, повысить уровень духовной культуры в современном обществе.

 

Предполагаемые результаты:

 

Поскольку проект носит,  образовательный характер   и   участниками проекта являются в первую очередь обучающиеся, будет вполне уместно  оценить,  что же получают дети в процессе реализации проекта: знания, умения,  навыки.

 

Критерии оценки реализации проекта — обучающиеся имеют представление:

 

на уровне знаний:

— знание истоков обрядов, традиций, праздников;

—  значение  обрядов, традиций, праздников;

—  роли детей в народном празднике;

—  символику и значение праздничной атрибутики.

на уровне умений:

— работать в коллективе;

— создавать художественный  образ (праздничного персонажа);

— работать с литературой и информацией;

— классифицировать  и анализировать информацию.

на уровне навыков:

— работы с эскизами;

— изготовления деталей костюмов и атрибутов праздника;

— навыки театрализации;

— навыки монологической и диалогической речи.

 

Обучающиеся знакомятся с особенностями  национальной  культуры, духовно-нравственными  основами  жизни человека.  В процессе изучения истоков  праздника, а также  особенностей ритуально – обрядовой стороны праздничной культуры,  обучающиеся будут постигать культурологические основы традиций. Таким образом, ученики   получают возможность развивать  в себе общекультурные компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

2016-2017 учебный год

Мероприятие Участники Место проведения Сроки Ответственный
сентябрь
Проект центра «Этнопедагогика».

Интеллектуальная игра «Аталар сөзі – тәрбие көзі» в рамках празднования 25-летия независимости РК (по договору со школами)

Уч-ся 6 — 8 кл.

2 школы по 10 человек от школы

ДТШ

 

4.10.16(1)

7.10.16(2)

11.10.16(3)

12.00 или

16.00

Зайнолда И.Ж.
Уч-ся 3 — 4 кл.

2 школы по 10 человек от школы

14.10.16(1)

18.10.16(2)

25.10.16(3)

12.00 или

16.00

ноябрь
Проект центра «Этнопедагогика».

Интеллектуальная программа «Аталар сөзі – тәрбие көзі» в рамках празднования 25-летия независимости РК (по договору со школами)

Уч-ся 6 — 8 кл.

 

 

 

ДТШ 08.11.16 — финал 14.00

 

Зайнолда И.Ж.
Уч-ся 3 — 4 кл.

 

15.11.16 — финал

14.00

Проект центра «Этнопедагогика».

Этнографический марафон «Феерия творчества»

3 — 8 кл.

по 10 человек от школы

ДТШ 22.11.16  15.00

1 поток:

СШ 1,3,16,

20,33,35,43,

44,45,46

Зайнолда И.Ж.
Проект центра «Этнопедагогика».

Интерактивная экскурсия «Асыл мұра» в рамках празднования 25-летия независимости РК (по договору со школами)

6 — 8 кл.

2 школы по

10-15 человек от школы

ДТШ 29.11.16(1)

12.00 или 16.00

Зайнолда И.Ж.
декабрь
Проект центра «Этнопедагогика».

Интерактивная экскурсия «Асыл мұра» в рамках празднования 25-летия независимости РК (по договору со школами)

6 — 8 кл.

2 школы по

10 человек от школы

ДТШ 6.12.16(2)

9.12.16(3)

12.00 или 16.00

Зайнолда И.Ж.
3 — 4 кл.

2 школы по

10 человек от школы

13.12.16(1)

20.12.16(2)

23.12.16(3)

12.00 или 16.00

Проект центра «Этнопедагогика».

Творческая мастерская «Қолөнер әлемі»

— ювелирное искусство

— ою-өрнек – этноузоры

— мир этнорисунков (по договору со школами)

6 — 8 кл.

2 школы по

10-15 человек от школы

ДТШ 12.01.17(1)

19.01.17(2)

26.01.17(3)

12.00 или 16.00

Зайнолда И.Ж.
Проект центра «Этнопедагогика».

Этнографический марафон «Феерия творчества»

3 — 8 кл.

по 10 человек от школы

ДТШ 24.01.17 15.00

2 поток:

СШ № 2,4,

5,6,7,8,9,

10,11,12,

13,14,15,

17,МСШ,

НТСШ

Зайнолда И.Ж.
февраль
Проект центра «Этнопедагогика».

Творческая мастерская «Қолөнер әлемі»

— ювелирное искусство

— ою-өрнек – этноузоры

— мир этнорисунков (по договору со школами)

3 — 4 кл.

2 школы по

10-15 человек от школы

ДТШ 7.02.17(1)

14.02.17(2)

21.02.17(3)

12.00 или 16.00

Зайнолда И.Ж.
Проект центра «Этнопедагогика».

Блиц-турнир с элементами театрализации «Ата салтым» (по договору со школами)

6 — 8 кл.

2 школы по

10-15 человек от школы

ДТШ 28.02.17(1)

12.00 или 16.00

 

Зайнолда И.Ж.
апрель
Проект центра «Этнопедагогика».

Блиц-турнир с элементами театрализации «Ата салтым» (по договору со школами)

3 — 4 кл.

2 школы по

10-15 человек от школы

ДТШ 04.04.17(1)

11.04.17(2)

18.04.17(3)

12.00 или 16.00

25.04.17  финал 14.00

Зайнолда И.Ж.
Проект центра «Этнопедагогика».

Итоговый фестиваль

«Феерия творчества»

Победители этнографического марафона «Феерия творчества» ДТШ 26-30.04.17 Зайнолда И.Ж.