ПРОЕКТ «МЫ РАЗНЫЕ – МЫ РАВНЫЕ»

Составитель и организатор: педагог-организатор Мұратқанова Бағжан Ермұратқызы, 8 771 355 47 36

Сегодня учреждения дополнительного образования детей являются неотъемлемой составной частью системы непрерывного образования. Дополнительное образование, обеспечивая социальную адаптацию, продуктивную организацию свободного времени детей, является одним из определяющих факторов развития их интересов, склонностей, способностей.

В последнее время много говорится о внедрении в практику образовательных учреждений инклюзивного образования. Инклюзивное образование предполагает обучение в образовательных учреждениях всех детей, но создает необходимые условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности. Причем, к детям с особыми образовательными потребностями относятся не только дети с проблемами со здоровьем, но и те, кто так или иначе отличается от большинства: говорящие на другом языке, имеющие другой стиль жизни, разные способности к обучению.

Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования детей – социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особое внимание при решении данной задачи во Дворце творчества школьников г. Усть-Каменогорска уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это категория детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном сотрудничестве педагогов и родителей можно помочь ребенку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в современном мире.

В основе инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно удовлетворять особые потребности каждого ребенка. Инклюзивное образование станет мостиком на пути к созданию инклюзивного общества – общества для всех. В нашем учреждении реализуется программа социального направления «Мы разные – мы равные», которая дает возможность с ОВЗ развивать творческие способности ребёнка, его духовное, эстетическое воспитание.

Цель:

Обеспечение эмоционального благополучия детей с ОВЗ через привлечение его в работы направлений дополнительного образования.

Задачи:

  1. Сформировать мотивацию к обучению и познанию.
  2. Воспитывать духовную культуру детей, сохраняя традиции и обычаи народа.
  3. Способствовать оздоровительному процессу детей через КТД и индивидуальную деятельность.
  4. Развивать интеллектуальные, творческие способности детей, потребность к самосовершенствованию и саморазвитию, через вовлечение их в совместную творческую деятельность.

Актуальность

Образование детей с ограниченными возможностями в здоровье и развитии относится к числу проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения. Провозглашенный в Республике Казахстан курс на обеспечение доступности качественного образования всех предусмотренных законном уровней для всех контингентов населения предполагает непрекращающейся поиск инновационных моделей адекватных этому требованию новых педагогических практик, что является важным компонентом общей стратегии совершенствования системы социального обеспечения населения.

Реализация индивидуальной программы обеспечивается в соответствии и на основании комплексной образовательной программы. Цели, задачи и ожидаемые результаты должны предоставлять ребенку возможность выбора их направленности, объема предстоящей деятельности и темпа её осуществления. Содержание образования, предполагаемо детям с ОВЗ, должно быть соотнесено с из возможностями , адаптировано к ним, но при этом требовать от детей приложения усилий.

Формы и методы реализации программы предполагают включенность всех детей в деятельность, осуществление которой не может нанести вреда их здоровью.

При реализации образовательной программы используются нетрадиционные формы организации занятий, что повышает творческую активность детей в процессе обучения. А именно: дидактические игры, интерактивные занятия, благотворительные концерты, мастер классы, сказкатерапия, КТД.

Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают эстетический вкус и активизируют познание действительности. Используя поощрения за успешное выполнение творческих заданий, преодоление трудностей способствует укреплению в ребенке веры в свои силы и стимулирует к достижению новых результатов.

Таким образом, создаваемая педагогическая практика изначально рассчитана на создание условий, благоприятных для того, чтобы ребенок мог «превозмочь» себя и приобрести образование, позволяющее ему самостоятельно организовать свою жизнь.

Планируемый проект «Мы разные-мы равные», реализуемый Дворцом творчества школьников дает детям возможность развивать чувство уверенности, успешности, целеустремленности.

Ожидаемые результаты

Правильное воспитание данной категории детей имеет большое значение для их общего развития, приспособления к детскому коллективу и дальнейшего включения в жизнь общества. При воспитании такого ребенка необходимо учитывать его индивидуальные, возрастные и половые особенности.

Прежде всего, у таких детей, следует воспитывать самостоятельность, навыки самообслуживания, приучать жить и работать в коллективе, привить ему навыки труда и культурного поведения. При правильном воспитании дети с ОВЗ способны овладеть многими умениями и навыками, доступными нормальным детям того же возраста.

Содержание дополнительной образовательной программы, предлагаемой детям с ограниченными возможностями, рассчитано не только на учет имеющихся ограничений, сколько на компенсацию недостающих возможностей. Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знакомясь с произведениями искусств, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представление, мышление, воображение.

— Обеспечение доступности обучения в учреждениях дополнительного образования всех категорий, включая категорию детей с ограниченными возможностями

 — Увеличение охвата дополнительным образованием детей с особенностями психофизического развития

— Воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности, социализация, адаптация и интеграция в общество детей с особыми потребностями.

Это слайд-шоу требует JavaScript.