ПРОЕКТ этнопедагогического направления «Асыл қазына» для учреждений дополнительного образования
Автор: Зайнолда Инкар Жайлаубекқызы, педагог – организатор и руководитель театрального коллектива «Жiгер»
Проект, предназначен для реализации в учреждениях дополнительного образования по работе с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Сроки реализации проекта:
В течении учебного года, одно мероприятие в месяц.
Проект направлен на понимание национальных особенностей представителей, различных этносов, фактов, поведения представителей той или иной этнической общности, воспитание и образование молодого поколения, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, народности, нации, контроля и коррекции межэтнических оценок и поведения, традиций и обрядов этноса.
Основные формы работы:
— тренинговые занятия,
— игра-путешествие,
— игровые театрализованные программы,
— конкурсы,
— викторины, а также игры разных народов (детские, подростковые, свадебные, обрядовые и т.д.), погружение в национальный быт через наглядные пособия, предметы домашнего обихода, традиционные обрядовые и ритуальные формы общения, театрализованные представления праздничных обрядов, творческая работа (песни, танцы, пословицы, художественная литература и т.д.), работа с наглядностями (роспись утвари, вышивка одежды и т.д ), разбор ситуаций (проведение параллели между современными традициями и старинными, проникновение и смешение культур), анализ работы (что запомнилось, понравилось, что существует в наши дни), обсуждение (пожелания, замечания и т.д.).
Данный проект рассчитан на изучение, сохранение, приобщение детей школьного возраста к основам культуры разных народов и содержит информацию о традициях, культурном наследии, духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, через игры, развивающие координацию, логику, образное мышление, уважение к культуре разных народов, воспитание толерантности.
Одной из важнейших задач Дворца творчества школьников является создание условий для формирования интереса к изучению истории своего народа, ненавязчивого вовлечения детей и подростков в процессы изучения духовных ценностей. И, вне всякого сомнения, именно этнопедагогика выступает основным направлением трансляции толерантности, культуры, нравственности воспитания.
Цель проекта:
Создание при ДТШ центра направления этнокультуры, вооружение школьников знаниями о сущности и специфике этнопедагогики. внедрение традиций и обычаев народов в воспитание подрастающего поколения, с учетом национальных особенностей и специфики национального сознания, ознакомление с основными идеями концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан, с учетом его многонациональности, суверенитета.
Основные задачи:
1.Воспитание всесторонне развитой личности, уважающей историю и культуру народов проживающих в Казахстане;
2.Формирование чувства патриотизма через воспитательные возможности посредством этнопедагогики.
Проблема формирования высококультурной и нравственной личности, уважающей не только себя, но, и в первую очередь то общество, в котором она воспитывается – вот одна из самых важнейших и значимых проблем. Анализируя поведение молодого поколения, их стиль отношений и общения, можно сделать вывод — особенности нравственного и культурного сознания личности во многом зависят от тех личностных и ценностных ориентиров, к которым стремится общество на определенном историческом этапе своего развития. Не смотря на то, что в городе функционирует Дом Дружбы Народов, его деятельность направлена на объединение людей по этносам, сохранение культурного наследия внутри этих объединений. В то время, как задача данного проекта – привлечение детей к изучению основных актуальных этнокультур, влияющих на современное общество. Именно от преподавателей и учителей зависит то, какое общество мы получим завтра. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения факт, что основополагающим элементом межнациональных различий психики является менталитет. Поэтому важно создание условий для изучения этнических культур с самого раннего возраста. Актуально возрождение национального самосознания, народных традиций и обычаев в единстве с нравственным опытом поведения и духовность. Оно определяется возрастающей ролью человека в создании материальных и духовных ценностей и способствует формированию и развитию гармоничной личности.
Предполагаемые результаты:
Поскольку проект носит, образовательный характер и участниками проекта являются в первую очередь обучающиеся, будет вполне уместно оценить, что же получают дети в процессе реализации проекта: знания, умения, навыки.
Обучающиеся знакомятся с особенностями национальной культуры, духовно-нравственными основами жизни человека. В процессе изучения истоков праздника, а также особенностей ритуально – обрядовой стороны праздничной культуры, обучающиеся будут постигать культурологические основы традиций. Таким образом, ученики получают возможность развивать в себе общекультурные компетенции.